К таким сооружениям можно отнести Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии и Храм Святого Иоанна Предтечи в крымской Керчи. Точные даты постройки обоих зданий неизвестны, однако ученые сходятся во мнении, что они были возведены в конце VIII - начале X веков. Карачаево-черкесский храм вероятно построили аланцы - предки современных осетин. Керченский храм возвели, по наиболее распространенному среди ученых мнению, византийские зодчие. По крайней мере, именно на это указывают архитектурные особенности сооружения.
После Крещения Руси Владимиром строительство храмов и церквей началось повсеместно. Из построенных в X-XII веках до наших дней сохранились Софийский собор в Великом Новгороде, Борисоглебская церковь неподалеку от Суздаля, Спасо-Преображенский собор в Пскове, Белокаменный Успенский собор во Владимире и ряд других не менее ценных памятников архитектуры.
Издревле храмы были настоящими произведениями искусства, в красоте и величии с ними могли соревноваться разве что усадьбы князей и государевы дворцы. На постройку культовых зданий не жалели ни времени, ни сил, ни средств. Над их проектированием трудились лучшие архитекторы эпохи. А при постройке использовались самые редкие, дорогостоящие и качественные материалы. Нередко - драгоценные металлы и камни.
Одним из наиболее часто используемых материалов при строительстве храмов был мрамор. Несмотря на то, что в те времена он был очень редким, крайне дорогим и труднодоступным, зодчие все равно отдавали предпочтение именно ему. К примеру, в упомянутом древнейшем керченском храме Иоанна Предтечи из греческого мрамора с голубыми прожилками были изготовлены резные колонны.
Позже из мрамора стали создавать более сложные элементы церковной отделки. К примеру - аркатуры. Аркатурный пояс в архитектуре - это цепь ложных или “слепых” арок, размещающаяся, обычно, на внутренней или внешней стене здания. Для наглядности можно представить Пизанскую башню - ее уровни украшены именно этим элементом декора. Чисто физически эти арки никуда не ведут, но в церквях, когда в них помещали иконы или фрески, они олицетворяли врата к небесам. Для древней Руси более характерен в архитектуре аркатурно-колончатый пояс, когда арки опирались на декоративные колонки.
Также мрамором часто облицовывали такие архитектурные элементы, как закомары или кокошники. Закомара в древней Руси это полукруглое навершие внешней стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод. Кокошник, названный так из-за своего сходства с головным убором, по сути является ложной закомарой - и к геометрии помещения внутри отношения не имеет.
Также мрамором часто отделывали стены, полы, лестницы, алтари, балконы церквей. Эта традиция осталась в русской церковной архитектуре на века и была воплощена в том числе и в самых известных храмах России.
Московский Храм Христа Спасителя
Это главный собор русской православной церкви и самый большой храм России. Многим известно, что у него достаточно трагичная судьба. Возведенный в 1860 и освященный в 1883 году храм был взорван большевиками в 1931 году. Ныне возвышающийся на московской Волхонке - это дубликат, открытый в 1999. Поэтому давайте вернемся к тому, “оригинальному” зданию. Точнее к тому, что от него осталось. И что до сих пор можно лицезреть лично, находясь в Москве.
Храм Христа Спасителя можно назвать поистине мраморным храмом. Ведь мрамор использовался в отделке практически всех элементов здания. А после разрушения сооружения обрел вторую жизнь, куда менее одухотворенную.
Это, наверное, станет сюрпризом для большинства пассажиров, но станции московского метро “Кропоткинская” и “Охотный ряд” отделаны тем самым мрамором, который раньше украшал главную церковь Москвы. Мраморные скамьи из культового сооружения теперь стоят на станции “Новокузнецкая”. Колонны, являвшиеся частью алтаря - украшают помещения главного здания МГУ на Воробьевых горах. Еще несколько колонн, когда-то обрамляющих иконостас, до сих пор хранятся в геологическом музее имени Вернадского. Потрясающие беломраморные горельефы высотой в 5-6 метров, которые успели снять перед разрушением церкви, сегодня можно увидеть в Донском монастыре.
Но самое неожиданное, в чем-то даже кощунственное применение нашли для мраморных памятных досок храма, на которых были выгравированы имена героев войны 1812 года. Почти 70 лет они служили ступенями в Третьяковскую галерею. Выяснилось это только во время реконструкции музея в конце 1990-х, когда строители обнаружили надписи, перевернув истертые ногами миллионов гостей плиты. И они были целы! В вопросе, какой лучше памятник - гранитный или мраморный, это явный аргумент в пользу мрамора. Хотя и более твердый гранит из храма тоже нашел свое “хозяйственное” применение - им облицевали первый этаж некогда очень известной гостиницы “Москва”.
Петербургский Исаакиевский собор
В качестве основного строительного материала для этого шедевра архитектуры скульптор Монферран использовал гранит. Из него изготовлены все 112 колонн монументального здания и его фундамент.
Мрамор - применялся для отделочных работ. В частности, им был облицован фасад здания, его стены и резные порталы наружных дверей. Также мрамором светлых и темных тонов был вымощен пол культового сооружения, выполненный в форме косой шахматной доски. Этот же камень, по большей части, использовался и для создания резных элементов декора храма.
Преимущества мрамора
Так почему же создатели, от зодчих древности до творцов золотого века русской архитектуры выбирали именно мрамор? В принципе, ответ очевиден - он обладает огромным количеством преимуществ перед другими стройматериалами. Он долговечен, эстетичен и легко поддается обработке.
Культовые сооружения, такие как храмы и церкви, должны были демонстрировать мирянам все величие веры - и с этой задачей справлялись прекрасно. В том числе - благодаря возвышенным интерьерам, созданным из благородного мрамора.
Если вы хотите добавить элементы изысканности и одухотворенности вашему собственному дому, специалисты нашей компании помогут вам подобрать высококлассный мрамор, подходящий именно вашему интерьеру.